Новые технологии качественно меняют современный бизнес. Анализ больших данных, искусственный интеллект, облачные вычисления и блокчейн помогают перестраивать работу так, чтобы расходы на операционную деятельность сокращались, производственный процесс становился более эффективным, а бизнес более прибыльным. Поэтому в последние годы мировые корпорации, лидеры в своих отраслях, вкладывают миллиарды в оцифровку процессов в собственных офисах и на производственных площадках. Такую перестройку называют «комплексной цифровой трансформацией».
Пока что в мире она идет довольно медленно. Аналитики PwC, опросив более 1100 руководителей производственных компаний по всему миру, подсчитали, что к «цифровым чемпионам» можно отнести лишь 10% предприятий. Объясняем, как и зачем вашей компании стоит постараться попасть в их число.
Если концепция «Индустрия 3.0» подразумевала автоматизацию отдельных процессов, то нынешняя концепция «Индустрия 4.0» требует от компаний полной цифровой трансформации производства: когда автоматизируется не только производство, но и система управления кадрами, административные и логистические операции и все процессы взаимодействия с клиентами. Такие компании называют «цифровыми чемпионами».
Практически в любой компании есть несколько экосистем: технологическая, клиентская, операционная и так далее. Задача цифровой трансформации объединить их в единую сквозную экосистему. Это дает компаниям главное преимущество в современном мире — клиентоориентированность.
Единая экосистема позволяет лучше учитывать индивидуальные потребности заказчиков и быстро менять технологический процесс под них: оптимизировать производство, логистику и другие этапы. Например, американский производитель клюшек для гольфа организовал выпуск клюшек по индивидуальным параметрам с помощью технологий Siemens. Продажи выросли на 30%. Как именно ему это удалось — читайте в нашей истории.
По оценке PwC, инвестиции в новые технологии и цифровые экосистемы могут привести к росту выручки на 15% в течение первых пяти лет. Надо учитывать, что такой эффект возникает только при внедрении большинства значимых технологий последнего времени — искусственного интеллекта, интернета вещей, роботизации и других.
Это вполне достижимо: 45% работ, выполняемых сегодня людьми, могут быть автоматизированы уже сегодня. Причем на всех этапах: разработка продукта, планирование производства (включая поиск и устранение узких мест в процессах) и само производство (современные цифровые решения могут без помощи людей загружать конвейеры), клиентский сервис.
Тем, что будут первыми. На нынешнем этапе стопроцентная цифровая трансформация дает особенно заметное конкурентное преимущество в тех отраслях, где «цифровых чемпионов» немного. Например, в производстве потребительских и промышленных товаров, перерабатывающей промышленности их единицы. Больше всего «цифровых чемпионов» среди автопроизводителей и производителей электроники.
Две трети из опрошенных PwC компаний либо не приступили к цифровой трансформации, либо находятся на начальном этапе. Даже гигант Airbus начал масштабно использовать цифровые инструменты только в 2017 году: внедрять в производственные процессы квантовые вычисления и предлагать клиентам персонифицированные услуги, используя анализ больших данных.
Размер бизнеса не важен — цифровые инструменты одинаково эффективны для всех. В рейтинге «цифровых чемпионов» по версии Financial Times есть итальянская мастерская по ремонту обуви La Bottega del Calzolaio, открытая еще в 1916 году. В 2013-м компания занялась электронной коммерцией и начала активно внедрять современные технологии. Результат — рост оборота на 400% за три года.
Стопроцентных «цифровых чемпионов» у нас в стране нет. Больше всего их в Азии. Там «цифровыми чемпионами» считаются 19% компаний, в Северной и Южной Америке — 11%. В Европе этот показатель находится на уровне 5%.
Но десятки крупных компаний в России активно внедряют цифровые инструменты в бизнес-процессах и на производстве. Например, «Уральские локомотивы», с помощью решений Siemens смогли в рекордные сроки наладить в России производство современных скоростных поездов «Ласточка». А «КамАЗу» цифровые технологии существенно облегчили разработку новой модели грузовиков премиум-класса — по характеристикам она не уступает продукции зарубежных конкурентов и оптимально подходит для работы в российских условиях. Эти и другие истории успешной цифровой трансформации предприятий читайте в нашем спецпроекте.