Кто такие «Цифровые чемпионы»?

Новые технологии качественно меняют современный бизнес. Анализ больших данных, искусственный интеллект, облачные вычисления и блокчейн помогают перестраивать работу так, чтобы расходы на операционную деятельность сокращались, производственный процесс становился более эффективным, а бизнес более прибыльным. Поэтому в последние годы мировые корпорации, лидеры в своих отраслях, вкладывают миллиарды в оцифровку процессов в собственных офисах и на производственных площадках. Такую перестройку называют «комплексной цифровой трансформацией».

Пока что в мире она идет довольно медленно. Аналитики PwC, опросив более 1100 руководителей производственных компаний по всему миру, подсчитали, что к «цифровым чемпионам» можно отнести лишь 10% предприятий. Объясняем, как и зачем вашей компании стоит постараться попасть в их число.

Кто такие «цифровые чемпионы»?

Если концепция «Индустрия 3.0» подразумевала автоматизацию отдельных процессов, то нынешняя концепция «Индустрия 4.0» требует от компаний полной цифровой трансформации производства: когда автоматизируется не только производство, но и система управления кадрами, административные и логистические операции и все процессы взаимодействия с клиентами. Такие компании называют «цифровыми чемпионами».

Первое преимущество полной цифровизации: рост продаж

Практически в любой компании есть несколько экосистем: технологическая, клиентская, операционная и так далее. Задача цифровой трансформации объединить их в единую сквозную экосистему. Это дает компаниям главное преимущество в современном мире — клиентоориентированность.

Единая экосистема позволяет лучше учитывать индивидуальные потребности заказчиков и быстро менять технологический процесс под них: оптимизировать производство, логистику и другие этапы. Например, американский производитель клюшек для гольфа организовал выпуск клюшек по индивидуальным параметрам с помощью технологий Siemens. Продажи выросли на 30%. Как именно ему это удалось — читайте в нашей истории.

Второе преимущество полной цифровизации: рост выручки

По оценке PwC, инвестиции в новые технологии и цифровые экосистемы могут привести к росту выручки на 15% в течение первых пяти лет. Надо учитывать, что такой эффект возникает только при внедрении большинства значимых технологий последнего времени — искусственного интеллекта, интернета вещей, роботизации и других.

Это вполне достижимо: 45% работ, выполняемых сегодня людьми, могут быть автоматизированы уже сегодня. Причем на всех этапах: разработка продукта, планирование производства (включая поиск и устранение узких мест в процессах) и само производство (современные цифровые решения могут без помощи людей загружать конвейеры), клиентский сервис.

Каким компаниям полная цифровизация особенно выгодна?

Тем, что будут первыми. На нынешнем этапе стопроцентная цифровая трансформация дает особенно заметное конкурентное преимущество в тех отраслях, где «цифровых чемпионов» немного. Например, в производстве потребительских и промышленных товаров, перерабатывающей промышленности их единицы. Больше всего «цифровых чемпионов» среди автопроизводителей и производителей электроники.

Две трети из опрошенных PwC компаний либо не приступили к цифровой трансформации, либо находятся на начальном этапе. Даже гигант Airbus начал масштабно использовать цифровые инструменты только в 2017 году: внедрять в производственные процессы квантовые вычисления и предлагать клиентам персонифицированные услуги, используя анализ больших данных.

«Цифровым чемпионом» может стать только большая компания?

Размер бизнеса не важен — цифровые инструменты одинаково эффективны для всех. В рейтинге «цифровых чемпионов» по версии Financial Times есть итальянская мастерская по ремонту обуви La Bottega del Calzolaio, открытая еще в 1916 году. В 2013-м компания занялась электронной коммерцией и начала активно внедрять современные технологии. Результат — рост оборота на 400% за три года.

В России возможна успешная цифровая трансформация бизнеса?

Стопроцентных «цифровых чемпионов» у нас в стране нет. Больше всего их в Азии. Там «цифровыми чемпионами» считаются 19% компаний, в Северной и Южной Америке — 11%. В Европе этот показатель находится на уровне 5%.

Но десятки крупных компаний в России активно внедряют цифровые инструменты в бизнес-процессах и на производстве. Например, «Уральские локомотивы», с помощью решений Siemens смогли в рекордные сроки наладить в России производство современных скоростных поездов «Ласточка». А «КамАЗу» цифровые технологии существенно облегчили разработку новой модели грузовиков премиум-класса — по характеристикам она не уступает продукции зарубежных конкурентов и оптимально подходит для работы в российских условиях. Эти и другие истории успешной цифровой трансформации предприятий читайте в нашем спецпроекте.